Исследование заказчиков услуг фрилансеров

Содержание

Часть 1. Структура компаний-заказчиков
  • География заказчиков
  • Размер организации
  • Сфера деятельности организации-заказчика
  • Роль фрилансеров в организации
Часть 2. Мотивы работы с фрилансерами
  • Преимущества работы с фрилансерами
  • Работы, для выполнения которых привлекаются фрилансеры
Часть 3. Поиск фрилансеров
  • Способы поиска фрилансеров
  • Время, требующееся для поиска фрилансера
  • Критерии отбора фрилансеров
  • География фрилансеров, привлекаемых для выполнения работ
Часть 4. Взаимодействие с фрилансерами
  • Удаленная работа
  • Оформление договоренностей
  • Контроль работы фрилансеров

Об исследовании

«Исследование заказчиков услуг фрилансеров 2020» — это масштабное социологическое исследование, которое ИТ-холдинг TalentTech организовал и провел совместно c Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики» и крупнейшей российской биржей фриланса для поиска удаленной работы FL.ru. Исследование проводилось с января по июль 2020 года, в нем приняли участие 225 человек, которые пользовались услугами фрилансеров и взаимодействовали с ними как представители организаций или индивидуальные потребители (частные лица) в течение последнего года. Научная методология и анализ результатов представлены к.с.н. Денисом Стребковым и к.э.н. Андреем Шевчуком (Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Данный отчет содержит основные статистические выводы исследования в виде диаграмм и графиков с краткими комментариями.

Права использования

Все части и версии исследования распространяются открыто и бесплатно и не могут быть использованы в коммерческих целях третьими сторонами. При упоминании любых фактов и данных из документа просим использовать полное название документа “Исследование заказчиков услуг фрилансеров 2020” с указанием организаторов: ИТ-холдинг TalentTech, «Высшая Школа Экономики», биржа фриланса FL.ru». По любым вопросам, связанным с использованием контента, можно обращаться к PR-департаменту TalentTech (info@talenttech.ru).

Об организаторах исследования

ИТ -холдинг TalentTech создает умные HR -решения для развития людей и бизнеса, цифровые инструменты для подбора, адаптации, оценки, развития, вовлеченности и аутсорсинга персонала — все, что нужно, для принятия эффективных решений . Разрабатывая свои продукты, TalentTech акцентирует внимание на оценке и раскрытии талантов каждого человека, HR- и IT -экспертизе, цифровизации и автоматизации процессов. В структуру холдинга входит онлайн-университет «Нетология», диджитал-школа «Фоксфорд», университет профессий в сфере онлайн-образования EdMarket, крупнейшая российская онлайн -биржа фрилансеров FL.ru.

FL.ru — крупнейшая русскоязычная биржа удаленной работы, входит в структуру TalentTech. Лидер по трафику и выручке среди ресурсов по поиску удаленных сотрудников. Основана в 2005 году. С августа 2018 года FL.ru входит в состав технологической компании TalentTech. Среднемесячная аудитория — более 2 млн уникальных пользователей. Специализируется на IT и digital-профессиях и заказах на дизайн, программирование, разработку сайтов .

Высшая школа экономики – это российский государственный университет с широким спектром образовательных направлений, включающим не только по социально-экономические, но и гуманитарные, инженерные и компьютерные науки. ВШЭ проводит фундаментальные и прикладные исследования, осуществляет экспертизу и разработку государственных программ и стратегий, а также выполнение аналитических проектов по заказу крупнейших компаний .

Часть 1. Структура компаний-заказчиков

География заказчиков

География заказчиков достаточно широка, при этом Россию представляет подавляющее большинство из них (81%). Доля украинских компаний составляет 10%, ещё 6% приходится на другие страны бывшего СССР. Небольшое число заказчиков (3%) проживает и в странах дальнего зарубежья.
Среди российских заказчиков 43% находятся в Москве и Московской области, 11% приходится на Санкт-Петербург, а доля каждого из остальных регионов составляет не более 3%.

Размер организации

Как правило, клиенты фрилансеров – это частные лица и индивидуальные предприниматели (на их долю приходится почти половина всего рынка – 45%). Заметную долю занимают также небольшие компании с числом сотрудников до 50 человек (39%). Доля средних и крупных организаций составила 16%.

Сфера деятельности организации-заказчика

С фрилансерами активно сотрудничают компании из самых разных сфер. Наиболее частые клиенты – организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения; разработкой, поддержкой и продвижением веб-сайтов; работающие в сфере дизайна, маркетинга, PR, рекламы; а также торговые и промышленные организации (по 10-13% опрошенных приходится на каждую из этих сфер).

Роль фрилансеров в организации

Среди опрошенных примерно четверть выполняют роль посредников на рынке, не являясь конечным потребителем услуг фрилансеров. Как правило это частные лица и индивидуальные предприниматели.
Почти для четверти заказчиков (23%) привлечение фрилансеров является неотъемлемым элементом бизнесмодели, а еще одна пятая (19%) указала на то, что фрилансеры играют важную роль в деятельности организации. Для остальных заказчиков фрилансеры выполняют вспомогательную роль или вовсе не имеют серьезного значения.
Четверть всех заказчиков привлекает фрилансеров на регулярной основе (ежемесячно), остальные делают это эпизодически
Интересно, что треть опрошенных заказчиков, сами являются фрилансерами. Ещё 29% имеют опыт работы в качестве фрилансеров. Только 39% никогда не работали в качестве фрилансеров. Это говорит о том, что собственный опыт в качестве фрилансера способствует пониманию преимуществ использования внештатных работников.

Часть 2. Мотивы работы с фрилансерами

Преимущества работы с фрилансерами

Заказчики, пользующиеся услугами фрилансеров, преследуют различные цели. Прежде всего, их интересуютвысококвалифицирова нные специалисты, которых можно оперативно привлечь к работе. Однако, в качестве важных преимуществ заказчики также отметили невысокую стоимость услуг фрилансеров и разнообразные формы сокращения издержек по сравнению со штатными сотрудниками.

* В вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превышает 100%.

Работы для выполнения которых привлекаются фрилансеры

Фрилансеры привлекаются в основном для проектов в области графики и дизайна, разработки, поддержки и продвижения веб -сайтов и программирования, а также написания текстов и переводов. Заметный сегмент занимают различные деловые услуги (реклама, маркетинг, консалтинг, юридические услуги, финансы и др.).

Часть 3. Поиск фрилансеров

Способы поиска фрилансеров

Заказчики находят фрилансеров не только в интернете на биржах удалённой работы, но и через своих партнеров, друзей и знакомых. Многие организации работают постоянно с одними и теми же независимыми специалистами.

Время, требующееся для поиска фрилансера

Чаще всего заказчики находят фрилансера очень быстро — за неделю и менее. А треть заказчиков утверждает, что им требуется не более одного дня для нахождения нужного специалиста .

Критерии отбора фрилансеров

Заказчики наиболее чутко реагируют на соотношение «цена / качество» (при этом под качеством понимается уровень работ, представленных в портфолио фрилансера), а также на величину рейтинга и наличие положительных отзывов о его работе на бирже удалённой работы. Многие ориентируются на предыдущий положительный опыт сотрудничества с данным фрилансером. В то же время практически никто из заказчиков не придаёт значения месту жительства фрилансера, уровню его образования и наличию у него премиум-аккаунта на бирже.

География фрилансеров, привлекаемых для выполнения работ

Особенности удалённой работы способствуют тому, что заказчики привлекают русскоязычных фрилансеров, проживающих не только рядом с ними, но и в самых разных странах и регионах. Большинство (81%) сотрудничает с фрилансерами из России, и 48% находят их в республиках бывшего СССР, в том числе Украина 42% и Беларусь 15%

Часть 4. Взаимодействие с фрилансерами

Удаленная работа

Подавляющее большинство заказчиков (84%) практически никогда не встречаются с фрилансерами, которые выполняют для них работу

Оформление договорённостей

Лишь небольшое число организаций (10%) оформляет официальный договор с фрилансерами. Треть полагается на инструменты бирж удалённой работы, такие как безопасные сделки и др. в то же время более половины заказчиков никак формально не фиксируют свои взаимоотношения с фрилансерами.

Контроль работы фрилансеров

В большинстве случаев заказчики контролируют работу фрилансеров путём переписки с ними по электронной почте или в мессенджерах. Треть требует от исполнителей регулярных отчётов о проделанной работе. И только 12% используют для контроля специальные компьютерные программы и мобильные приложения.
По всем вопросам, связанным с исследованием,
и по поводу сотрудничества
обращайтесь в PR-департамент TalentTech: